Статья 2 Закона об ОДР определяет, что дактилоскопическая регистрация проводится в целях установления или подтверждения личности человека
Обратимся к конституции. В соответствии с частями первой и второй статьи 59 Конституции государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией; государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.
Выходит, что для создания внутреннего порядка, защиты прав и свобод граждан государственные органы принимают меры для установления или подтверждения личности путем использования дактилоскопического реестра.
Но это всё пафосные слова и модные юридические обороты. Каким образом фактически используется реестр?
- Для идентификации неопознанных трупов
- Для идентификации следов человека
На ум приходит применение дактилоскопической базы разъясненное первым заместителем Министра внутренних дел Республики Беларусь Олегом Пекарским:
- «Принятие законопроекта также преследует превентивную цель: осознание человеком того, что его отпечатки находятся в единой базе данных, будет являться весомым сдерживающим фактором от совершения преступления”.
Если с первым, всё предельно ясно, то что же именно обозначает второе и третье?
Фотографирование, антропометрия, дактилоскопирование, запись особых примет лиц совершивших преступление велась всегда. Следотека или дактилоскопический реестр используются фактически только для этой цели. Именно розыск преступника выполняется для защиты прав и свобод граждан. Как это делается?
Следы обнаруженные на местах преступлений сверяются с реестром, таким образом осуществляется поиск лица оставившего данные следы.
В связи с тем, что следственным органом неизвестно кто совершил преступление делается важное допущение: возможно преступление совершил кто-то чьи отпечатки есть в едином реестре. Таким образом все граждане ставятся в ряд подозреваемых.
Согласитесь, если вы вне подозрений, то зачем сверять ваши отпечатки пальцев, с отпечатками на орудии преступления или в месте совершения преступления?
Вы даже не догадываетесь в каких зверствах Вас подозревают. Вас даже не ставят об этом в известность. Поиск ведется методом отбраковки, сужения круга потенциальных кандидатов в преступники. Причина лишь в том, что ваши пальцы в базе.
Ежемесячно тысячи раз ваши отпечатки сверяются со следами собранных в местах преступлений.
- Не вы ли изнасиловали этого ребёнка?
- Не ваши ли руки держали этот окровавленный нож?
- Не вы ли обокрали дом и затем подожгли его вместе со всеми жителями?
- Возможно это именно ваш папилярный узор остался на замке склада где был задушен а затем расчленен пока неустановленный гражданин?
- …
Сотни раз ваши отпечатки оказываются в суженном круге подозреваемых только потому, что природа наградила вас особой формой линий на пальце. Десятки раз именно ваши пальцы будут на экране монитора у криминалиста-дактилоскописта сверяться с теми – кровавыми.
Если сотрудник ОВД считает, что Вам нечего переживать если Ваша совесть чиста, то он обращает внимание лишь на один аспект. Умолчали тот факт, что далеко не каждому безразлично когда его фактически подозревают в ужасных вещах.
Статья 4 закона об ОДР говорит, что дактилоскопическая регистрация проводится с соблюдением прав и свобод граждан, установленных Конституцией Республики Беларусь, проведение дактилоскопической регистрации не должно унижать его честь, достоинство и деловую репутацию.
Но как же это реализуется, когда Вас регулярно подозревают в преступлениях? Заметили ли Вы что в неизмененной части закона об ОДР всё ещё сохранились «правовые атавизмы» признающие конституционные права граждан, ибо требовать уничтожения дактилоскопической информации могут лица подозревавшиеся (обвинявшихся) в совершении преступления и оправданных. Разве это не подтверждение всего вышесказанного?! Если нет, то что же это?
Несколько озадачивает в таком случае ссылка Конституционного Суда на статью 57 Конституции о том, что защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь. Странная логика законодателя заузила круг потенциальных преступников – очертив его вокруг «защитников родины». Защитник родины должен быть безразличен к тому, что его сравняли с преступниками.
А если гражданин по религиозным соображениям, скажем мусульманин или православный, негоден к строевой службе, снят с учета и не зачислен в запас – закон об ОДР на него не распространяется. Так же статья 57 о защите родины, как и цель ОДР странным образом не затрагивает инвалидов, пенсионеров, женщин, аллергиков, студентов…
Почему закон решил поставить в шеренгу подозреваемых только часть граждан? Почему ограничение конституционных прав только некоторых граждан соразмерно конституционно значимым целям? Не нарушена ли Конституция? Статья 14, которой гласит:
Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов.
Может всё-таки в Беларуси некоторые ровнее прочих?
Отличная статья, Максим. Только есть некоторое ощущение незавершённости. сильной концовки не хватает. имхо.
Я бы еще добавил, что следы, обнаруживаемые на месте преступления как правило представляют из себя фрагменты, а значит возрастает вероятность лишний раз вас заподозрить.