Как ранее сообщал наш сайт со ссылкой на «Белорусский партизан», Александр Александрович Комаровский, сын Александра Александровича Комаровского, сопредседателя оргкомитета по созданию общественного объединения ветеранов войны в Афганистане, потребовал объяснений законности процедуры дактилоскопической регистрации. Александр Комаровский получил блестящий ответ за подписью (эээ…. ) точнее от имени и по поручению Начальника Жодинского ГОВД подполковника милиции Чинкина А.Б.

 

1. Новые Факты

1.1.Совместное Указание МВД РБ и Генерального Штаба (?или всё же Министерства Обороны?) №62/865 от 21.06.2010 года называется — «Об организации работы и взаимодействия территориальных органов внутренних дел и военных комиссариатов при проведении дактилоскопической регистрации военнообязанных, состоящих в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь»

1.2. Существует некое распоряжение УВД Миноблисполкома №52 от 20.07.2010 «О проведении завершающего этапа дактилоскопической регистрации военнообязанных граждан».

1.3. Комплекс «Живой сканер» стоит 30 000 000 руб. (почти 10 тыс. USD)

1.4. Жодинский ГОВД не имеет «живого сканера»

1.5. в связи с невозможностью выполнения всех мероприятий окончательный срок проведения дактилоскопической регистрации был продлён до 30 апреля 2011 года

2. Блеск бессилия и хаоса

На четырёх страницах жодинский ГОВД разъяснил заявителю, что состояние хаоса в вопросах дактилоскопии добралось и до этого славного города…

Отжиг №1.

Начнем с главного реквизита документа — подписи! Это важный реквизит ибо указывает на автора. Именно автору будут адресоватсья все восхищения и порицания. Кто он наш герой?

Дабы не выдумывать кто же автор рассматриваемого юридического шедевра далее будем считать, что обезличенный автор — Жодинский ГОВД. Почему? На ум приходит известный анекдот-загадка:

— Почему милиционеры всё время по-трое ходят?
— Один умеет читать, другой писать, а третий приглядывает за этими интеллигентами.

Дело в том, что исполнитель — некто Макаревич С.П., подписан от имени Чинкина А.Б., неизвестно кем (может замом, может уборщицей…)

Но на этом бардак не закончился, а возможно именно с этого и начался.

Отжиг №2.

Так вдруг оказалось, что законность требований основана на том, что «название самой статьи предусматривает обязательность прохождения регистрации всех лиц, без всяких отступлений». Вероятнее всего имелась в виду Статья 7. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация.

Гениально! Бах и готово. Трупы (п2 статьи 7) встали из могил и стройными рядами игнорируя порядок установленный Президентом Республики Беларусь (п3 статьи 7) пошли дактилоскопироваться. Глупость конечно. А потому в п.1 той статьи четко написано:

Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат:

Не больше и не меньше. Сперва не вдаваясь в юридические тонкости предлагаю вдуматься в такую простую фразу: «Памятник подлежит помещению в музей». Какая обязанность тут появилась у памятника? Вскочить и бегом в музей? А если памятник больше музея? А сколько раз он в музей должен сбегать? Ответ простой — никуда памятник с места двигаться не должен. Нет у него такой обязанности, «Он же ПАМЯТНИК»! Он вполне вероятно вообще никогда не попадёт ни в какой музей.

В иных законах и кодексах формулировка «подлежит» используется в случаях, когда действие совершается над неодушевленным (безвольным и бесправным по определению) объектом:

  • «продукты животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе …» – ст.19 Закона Республики Беларусь от 02.07.10 г. №161-З «О ветеринарной деятельности»;
  • «отнесение сведений к государственным секретам осуществляется посредством определения сведений, которые подлежат защите …» – ст.19 Закона Республики Беларусь от 19.07.10 г. №170-З «О государственных секретах»;

Понятно, что в приведенных случаях никаких обязанностей не возникает  у объекта.

В иных случаях компетентному лицу прямо делегируется право на принудительную меру: «следователь, дознаватель, должностное лицо органа предварительного расследования вправе провести личный обыск подозреваемого или обвиняемого … » – ст.211 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.

Таким образом, очевидно, что:

  • формулировка п.1 ст.7 Закона от 04.11.03 г. №236-З не налагает на граждан, в том числе военнообязанных, никаких обязанностей;

Отжиг №3.

С точки зрения Жодинского ГОВД направление повесток и вызов по телефону является соответствующей формой уведомления лиц о необходимости прохождения регистрации. Интересно в каком нормативно-правовом акте города Жодино это написано?

Все всегда думали, что изменения доводятся до граждан (граждане уведомляются) через официальное опубликование ЗАКОНА. Именно поэтому в соответствии с ч.I ст.62 и ч.IV ст.65 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 г. №361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее  Закон от 10.01.2000 г. №361-З):

  • нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию;
  • акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования;
  • публикуются акты после включения их в Национальный реестр правовых актов.

Выходит, что уведомление о необходимости прохождения регистрации граждан смахивает на самодеятельность ОВД. Но с другой стороны на сотрудников ОВД Законом об ОВД (ст.23) как налагается обязанность разъяснять гражданам…

во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основания для такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Может это тот случай? Но если так — разъяснение никуда не годится.

Отжиг №3 1/2.

Жодинский ГОВД сослался на то, что знает о существовании Постановления №35. Но читали ли они эту постановление и инструкцию вдумчиво? Есть обоснованные сомнения.

Дело в том, что Постановление №35 и инструкция та утверждена в 2005 году! Задолго до принятия поправки к закону о Государственной Дактилоскопической Регистрации. Это уже должно было насторожить. А почему? А потому, что Инструкция подразумевала 2 основных сценария.

1) Военнослужащий принявший присягу обязан следовать приказам. Потому получал направление (Приложение 4) и приказ: «Для прохождения ОДР, шагом. Марш! В ОВД»

2) В отделе кадров при приёме на работу/службу подразумевающую ОДР Гражданин добровольно писал заявление (Приложение 5), затем получал направление (Приложение 4) и топал в ОВД на прохождение ОДР.

И так внимание! Тут нет никакой повестки. И никакого уведомления нет. Совсем нет. Ибо процедура даже ёжику понятна и не подразумевает никаких повесток. И процедура не подразумевает даже необходимости наделять ОВД правом что-то требовать… И нет у ОВД того права.

Отжиг №3 1/4.

Особо высокой отметки удостоим вызов по телефону. Ноу-Хау. Можно патентовать. Граждан вызывают как Скорую помощь… Новый юридически выверенный приём. По телефону удостоверение показывают, по телефону паспортные данные и фотографию с лицом сверяют. И главное могут приложить к «Делу».

Отжиг №3 1/6.

Законодательство Республики Беларусь не содержит уведомления о необходимости прохождения регистрации. Потрясающая фантазия Жодинского ГОВД дивно интерпретировала Постановление МВД №35 и выдумала порядок дактилоскопической регистрации в отношении военнообязанных. В этом вымышленном порядке появилась фаза УВЕДОМЛЕНИЕ! И вероятно дана формулировка:

направление повесток и вызов по телефону является соответствующей формой уведомления лиц о необходимости прохождения регистрации

Как шуточно говорят в интернет: «Хорошая трава. Забористая. Где достал?»

Отжиг №4.

Очень важно сперва прочитать и понять разъяснения Отжига №3. Дело в том, что ни

Совместное Указание МВД РБ и Генерального Штаба (?или всё же Министерства Обороны?) №62/865 от 21.06.2010 года  «Об организации работы и взаимодействия территориальных органов внутренних дел и военных комиссариатов при проведении дактилоскопической регистрации военнообязанных, состоящих в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь»

ни

Распоряжение УВД Миноблисполкома №52 от 20.07.2010 «О проведении завершающего этапа дактилоскопической регистрации военнообязанных граждан».

не могут ведомственные Указы и Распоряжения внести изменений в Закон. И не могут определять прав свобод и обязанностей граждан.

Отжиг №5

Жодинский ГОВД разъясняет «верное» понимание Указа президента. Сперва цитата из Указа:

«91. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация военнообязанных, состоящих в запасе Вооруженных Сил, проводится в порядке, устанавливаемом Министерством внутренних дел по согласованию с Министерством обороны, а состоящих в запасе органов государственной безопасности, – Комитетом государственной безопасности.»;

Так вот «верное» понимание оказывается состоит в том, что Совместное Указание МВД и МинОбороны имеет силу нормативно-правового акта. Отменяет даже Постановление МВД №35 (кстати зарегистрированное в национальном реестре НПА) и устанавливает новый порядок.

Отжиг №6

«Денег у нас нет, сканера у нас нет» — жалуется Жодинский ГОВД.  Согласно нового порядка Вы должны принести заключение медицинской организации… С грустью и тоской вспоминаем мы строки Закона и похороненного Жодинским ГОВД постановления МВД №35 (не подразумевавших никаких справок о здоровье)

Проведение государственной дактилоскопической регистрации не должно представлять опасность для здоровья человека

Государственная дактилоскопическая регистрация граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – граждане) проводится органами внутренних дел, государственной безопасности, Службой безопасности Президента Республики Беларусь (далее, если не указано иное, – уполномоченные органы) в отдельных удобных для работы и об служивания населения (граждан) помещениях, оборудованных специальными материально-техническими средствами, необходимыми для проведения дактилоскопирования

Отжиг №7

Несмотря на то, что Министерство Здравоохранения зачем-то издаёт САНПИНы, проводит сертификации, предупреждает об опасности заражения грибковыми заболеваниями, объявляет год аллергии… Жодинский ГОВД готов представить результаты медицинских исследований подтверждающих что «за всю историю развития дактилоскопии как науки и формы учёта» не отмечено случаев заражения человека «опасным заболеванием». Президент давно говорит о необходимости пресечения утечки мозгов. Тут нобелевская премия светит! Валюта очень необходима сейчас государству.

 

Отжиг заключительный.

согласно Указа президента №656 от 18.11.2004 с учётом всех изменений и дополнений вплоть до Указа 241 от 6 мая 2010 года установлено буквально следующее:

до 1 января 2011 г. обеспечить проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации лиц, подлежащих такой регистрации

Тут на мой взгляд есть 2 варианта понимания:

1) до 1 января 2011 — провести дакторегистрацию (т.е. полностью закончить проведение). В таком случае Жодинский ГОВД может радоваться. Раз Указ Президента небыл изменён до 01.01.2011 — значит в этом небыло необходимости. (Или кто-то хотел указать на недоработки самого Президента, гаранта Конституции?) А необходимости небыло по причине — дакторегистрация завершена в срок! Окончательно и бесповоротно.

2) до 1 января 2011 — организовать обеспечение процесса. Юридическое, процессуальное, финансовое… И вновь Указ Президента небыл изменён до 01.01.2011 — значит в этом небыло необходимости. (Или кто-то повторно хотел указать на недоработки самого Президента, гаранта Конституции?) Соответственно по состоянию на 01.01.2011 вероятно все организационно-технические вопросы решены и есть отлично отработанный механизм исполнения закона о Государственной Дактилоскопической Регистрации.

Однако сложилось впечатление, что Жодинский ГОВД всё это отжёг возможно потому, что не верит в силу Законов нашей страны, не верит в Президента и его указы. Жодинский ГОВД установил новый порядок, новую окончательную дату: 30 апреля 2011 года. В Жодино ещё не все знали, что Советский РУВД г Минска согласовал с Президентом 30 марта 2011 года…

 

Закончим меткими словами Жодинского ГОВД: «и с учётом, отмеченной Вами же, порядочности и законопослушности, Вы выполните требования Закона».