Дактилоскопия — метод идентификации человека по отпечаткам пальцев и ладоней. Получивший свое распространение еще в начале прошлого столетия, этот метод по-прежнему считается одним из самых верных и безошибочных, поскольку вероятность того, что ваши отпечатки совпадут с отпечатками другого человека, по данным исследований — 1 на 64 миллиарда.
В последние годы введение различных баз биометрических данных получают все большее распространение в мире. По данным Статистического бюро ООН, этот процесс начал набирать обороты с 2002 года, а с 2009 года уже 118 стран мира начали реализовывать национальные проекты по внедрению биометрической регистрации. В базах данных собираются такие характеристики человека, как отпечатки пальцев рук, радужная оболочка глаз, двухмерное и трехмерное изображение лица, ДНК, подпись и некоторые другие.
Так, в России федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации» действует с 1998 года, в Беларуси биометрическая регистрация начата с 2003 года. В США с 2006 года действует закон o визах, согласно которому жители 22 европейских стран, а также Японии, Австралии, Сингапура и Новой Зеландии, ранее посещавшие США в безвизовом режиме, для получения американской визы должны иметь новый паспорт с биометрическими данными. Кроме того, c 2005 года граждане этих стран, наряду с гражданами других государств, при въезде на американскую территорию подвергаются обязательной процедуре фотографирования и снятия отпечатков пальцев.
С 2009 года биометрическая регистрация применяется для всех граждан, въезжающих в страны Евросоюза. Германия стала первой страной Евросоюза, которая ввела выездной документ с полными биометрическими данными своих граждан. В Аргентине и Индии на протяжении последних нескольких лет собираются биометрические данные граждан в единые страновые базы.
В Казахстане впервые с инициативой об обязательной дактилоскопической регистрации граждан министерство внутренних дел выступило еще в начале «нулевых». В декабре 2001 года соответствующий законопроект был внесен на рассмотрение парламента (тогда второго созыва). Но уже в апреле 2002 года он был отозван — из-за своей резонансности. Правозащитники, да и немало депутатов парламента высказались против введения в стране обязательной дактилоскопии граждан.
Вторую попытку предприняли в 2007 году. Но и в этот раз предложенная инициатива не встретила понимания. И в 2002-м, и в 2007-м годах одним из основных аргументов противников введения дактилоскопической регистрации был низкий уровень доверия граждан страны к правоохранительным органам.
В третий раз концепция законопроекта появилась на свет в 2013 году. К тому времени в стране произошло немало трагических событий: авиакатастрофы, наводнение в поселке Кызылагаш, массовые убийства — на погранзаставе «Арканкерген» и в национальном заповеднике Иле-Алатау, теракты в Атырау и Таразе. Правоохранительные органы в качестве аргументов «за» обязательную дактилоскопию приводили примеры крупных катастроф, сетуя, что из-за отсутствия таких данных значительно затрудняется идентификация останков погибших — например, при пожарах или авиакатастрофах. Приводились и такие данные: 2007 году в республике обнаружено 6235 неопознанных трупов, установлено — 1383, что составило 22,1%; в 2008 году — 5895 трупов, установлено 1616, или 27,4%; в 2009 году — 4804 трупа, установлено 706, или 14,6%. В последние годы ситуацич ухудшилась: в 2013 году находилось на учете 4185 неопознанных трупов, установлены личности 259, что составило 6%, в 2014 году — 3518 трупов, установлены личности 221, или 5,7%; в 2015 году — 3175 трупов, установлено 183, или 4,7%.
Действующим законодательством Казахстана предусмотрено ведение дактилоскопического учета — в виде специального и криминалистического учетов. Так, ведется специальный дактилоскопический учет задержанных, содержащихся под стражей и осужденных лиц. А закон «Об органах внутренних дел» позволяет производить дактилоскопирование и отбор биологических образцов подозреваемых, обвиняемых, лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, содержащихся в специальных учреждениях органов внутренних дел, поставленных на профилактический учет.
Стоит отметить, что концепция 2013 года предлагала варианты добровольной и обязательной дактилоскопической и геномной регистрации. Так, обязательная дактилоскопия предлагалась для осужденных; подозреваемых и обвиняемых в совершении уголовных правонарушений; людей, стоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; людей, не имеющих определенного места жительства; подвергнутых административному аресту; иностранцев и лиц без гражданства, получивших право на постоянное место жительства, а также подавших ходатайство о предоставлении им политического убежища либо признании их беженцами. Также обязательной дактилоскопию предлагалось сделать для военнослужащих и призывников, сотрудников правоохранительных и специальных органов, а также структур, работающих с ними, государственных и частных судебных исполнителей, судебных приставов, работников аварийно-спасательных служб и формирований, руководителей и охранников в частных охранных структурах, моряков, пилотов, работников опасных производственных объектов, людей, имеющих разрешение на хранение оружия.
Для обязательной геномной регистрации предлагалось определить пять категорий: подозреваемые и обвиняемые в совершении уголовных правонарушений; лица, осужденные за совершение уголовных правонарушений; неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий, если не удалось установить личность человека, от которого этот материал произошел, иными методами идентификации личности; сотрудники правоохранительных и специальных органов и работники органов судебной экспертизы уполномоченного органа в области здравоохранения и министерства юстиции, осуществляющие изъятие биологических материалов в ходе следственных действий и их исследование; биологические родственники без вести пропавших граждан.
Также обязательную геномную регистрацию предлагалось ввести для всех неопознанных трупов, если не удалось установить личность умершего в течение 30 суток.
Концепция нового законопроекта претерпела существенные изменения именно в этой части — круг лиц, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации, расширился до всех граждан Казахстана, достигших 16-летнего возраста. Предполагается, что получая удостоверяющие личность документы, гражданин страны будет «откатывать пальчики», а все данные будут сразу заноситься на чип в удостоверениях личности (действующие казахстанские документы, удостоверяющие личность, являются биометрическими).
Внедрение обязательной дактилоскопии потребует и бюджетных затрат — от найма дополнительных сотрудников до приобретения необходимого оборудования. Согласно расчетам, представленным к законопроекту, примерный размер бюджетных затрат оценивался почти в 6 млрд. тенге. За несколько лет, разумеется, сумма эта изменилась. Но в том, что деньги будут найдены, можно не сомневаться: на одном из заседаний правительства премьер-министр Карим Масимов четко обозначил позицию кабинета министров — на вопросы, связанные с безопасностью, средства будут выделены в полном объеме и в сжатые сроки.
Автор: Ирина Севостьянова, Астана
Источник: Vласть