12 июня 2012 года в 14:00 в здании суда Ленинского района по адресу г.Гродно, ул.Доватора, 2/1 будет проходить судебное заседание по административному процессу, возбужденному по статье 23.4 КоАП РБ «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий» в отношении священника прихода в честь Усекновения Главы Крестителя Иоанна г.Гродно иерея Николая Гайдука — за отказ от прохождения обязательной дактилоскопической регистрации (ОДР).

Символично то, что обвинение выдвинуто по «заочному» протоколу участкового инспектора милиции. Участковый инспектор не смог лично встретиться с отцом Николаем и составить протокол в присутствии свидетелей, а потому пошел на подлог – составил протокол без присутствия фигуранта дела, а свидетелем указал себя и еще одного сотрудника милиции. Также участковый инспектор пометил в протоколе, что отец Николай отказался от подписи протокола, тем самым желая скрыть факт того, что протокол составлен с нарушениями действующего законодательства.

Следует отметить, что это уже далеко не первый случай, когда священнослужители и верующие принуждаются к прохождению ОДР. При этом, как отмечает правозащитный центр «Весна», в разных областях милиция при принуждении к дактилоскопии апеллирует к различным нормативным актамhttp://spring96.org/ru/news/51833. (См. также «Дактилоскопия закончилась избиениями и тюрьмой» http://spring96.org/ru/news/47372). В Гродненской епархии это уже третий священнослужитель в отношении, которого возбужден административный процесс за отказ от ОДР.

Епархиальный совет Гродненской епархии еще в сентябре 2011 года отметил следующее: «Что касается дактилоскопии то, во-первых, здесь присутствует чисто вероучительный аспект. Церковь помнит пророческие предостережения о последних временах и судьбах мира, когда одним из  знамений пришествия Антихриста станет нанесение печатей на лоб и на руку: «И он (зверь) сделает то, что всем – малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам – положено будет начертание на правую руку их и на чело их» (Откр. 13,16). Конечно, никто намеренно не будет проводить здесь параллели и делать радикальные выводы. Но внешнее сходство действий по снятию отпечатков пальцев рук с означенной цитатой из Священного Писания позволяет клирикам и мирянам оставлять за собой право посмотреть на процедуру дактилоскопии с точки зрения чисто религиозной и эсхатологической. Соответственно, они вполне обосновано могут оценивать приглашение пройти дактилоскопическую регистрацию с позиций христианской совести и принимать решение, которое не наносило бы вреда их религиозным убеждениям.

Так или иначе, но некоторое напряжение в церковных кругах проблема исполнения предписаний по данному делу уже вызывает. Поэтому не хотелось бы, чтобы повторилась ситуация начала 2000 – х годов, когда были жаркие дискуссии по поводу штрих-кодов и новых паспортов. Тогда государство увидело, насколько щепетильными бывают вопросы, касающиеся свободы совести, и сколько нестабильности в жизнь общества может внести их неграмотное решение. Стоит ли снова обострять отношение в этой сфере?»

(См. также статью священника Минской епархии протоиерея Игоря Прилепского «Несколько слов о дактилоскопии и правовой защищенности верующего человека» http://churchby.info/bel/720/)

Представители Православной Церкви неоднократно обращались к правительству с просьбой разработать альтернативную систему идентификации граждан. Так 30 марта 2012 года Синод Белорусской Православной Церкви высутпил с Заявлением «о практике использования новых средств идентификации граждан»http://www.church.by/resource/Dir0301/Dir0302/2012/Page4277.html в котором в частности было отмечено:

«Священноначалие Белорусской Православной  Церкви на протяжении ряда лет неоднократно обращалось в государственные учреждения различного уровня с просьбой принять во внимание позицию части наших сограждан и предоставить им возможность пользования альтернативными системами учета. Поскольку проблема до настоящего времени по существу не решена, необходима активизация диалога Церкви и государственных учреждений и поиск возможностей положительного разрешения данного вопроса».

Также комиссия Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла подготовила проект документа «О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности»http://www.patriarchia.ru/db/text/2255365.html Относительно сбора биометрических данных в документе отмечено:

«…всеобщий, а тем более принудительный сбор биометрических параметров человека для помещения их в электронные устройства и базы данных для последующей идентификации и аутентификации ущемляет достоинство личности. При этом попираются и элементарные нормы человеческой морали, которая всегда включала в себя представления о том, что можно знать о человеке и что не должно. По признанию специалистов, любой биокод всегда несет в себе гораздо большую информацию, чем это нужно для обычной проверки личности. Возможные злоупотребления здесь очевидны — от дискриминации при приеме на работу до прямого шантажа».

На данный момент органы исполнительной и законодательной власти игнорируют обращения представителей Церкви и продолжают принуждать граждан к прохождению ОДР.

Просим поддержать отца Николай Гайдука молитвой и присутствием на заседании суда! Объединившись в поддержке людей подвергающихся дискриминации за свои убеждения, мы сможем помочь представителям власти осознать важность возникшей проблемы и найти пути ее решения.

Александр ШУРСКИЙ