Не знаю, может уже и было, но вот мои мысли по решению конституционного суда «О соответствииКонституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственной дактилоскопической регистрации» от 24 декабря 2009 г. № Р-415/2009

 

  1. «Содержащиеся в Законе правовые предписания согласуются также с положениями статьи 57 Конституции о том, что защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь» — согласен, справедливо и соответствует закону.
  2. «и статьи 58 Конституции, согласно которой никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и ее законами, либо к отказу от своих прав. » — тоже согласен, справедливо и соответствует закону.
  3. «В соответствии с Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» военнообязанные, то есть граждане, состоящие в запасе Вооруженных Сил или других воинских формирований,» — согласен, справедливо и соответствует закону.
  4. «являются резервом Вооруженных Сил и других воинских формирований на военное время,» — здесь не совсем соответствует закону «О воинской обязанности и воинской службе», т.к. пропущено «если иное не установлено настоящим Законом;» Ключевая фраза — на военное время. В этой части решения Конституционного Суда говорится о запасе вооруженных сил.  То есть военнообязанные состоят в запасе и являются резервом Вооруженных Сил на военное время, в случае наступления которого они поступают на военную службу. До наступления военного времени, военнообязанные, состоящие в запасе, не находятся на службе, кроме тех случаев, когда они проходят службу в резерве на соответствующих сборах.
  5. «а воинская служба представляет собой особый вид государственной службы, включающий прохождение военной службы или службы в резерве, военных или специальных сборов в период состояния в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь или других войск и воинских формирований Республики Беларусь.«

Пусть воинская служба — это собой особый вид государственной службы.
Этот вид службы включает в себя:

  • прохождение военной службы (основной вид воинской службы, заключающийся в непосредственном исполнении гражданами воинской обязанности (конституционного долга по защите Республики Беларусь) в составе Вооруженных Сил и других воинских формирований. Военная служба подразделяется на военную службу по призыву и военную службу по контракту; ) к военнообязанным не имеет никакого отношения;
  • служба в резерве (вид воинской службы, заключающийся в обязательном исполнении гражданами, подлежащими призыву на срочную военную службу, воинской обязанности путем прохождения службы в воинских частях, иных организациях Вооруженных Сил или транспортных войск Республики Беларусь (далее – транспортные войска) на занятиях и учебных сборах в целях получения военно-учетной специальности без прекращения трудовой деятельности;) То есть те, кто служит в резерве, находятся на сборах в воинских частях или иных организациях Вооруженных Сил на занятиях и учебных сборах.

Служить в резерве на сборах — это обязанность военнообязанных, которые по состоянию здоровья годны к воинской службе в мирное время. Следовательно, военнообязанные, годные к воинской службе в мирное время находится на службе только на сборах. Те же военнообязанные, которые по состоянию здоровья не годны к воинской службе в мирное время, никаким образом не могут находиться на службе, если не начались военные действия.

Раз военнообязанные не находятся на службе (кроме тех, которые проходят службу в резерве на сборах в воинских частях), то НЕТ НИКАКОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ФРАЗАМИ «военнообязанные, то есть граждане, состоящие в запасе Вооруженных Сил или других воинских формирований, являются резервом Вооруженных Сил и других воинских формирований на военное время» И «а воинская служба представляет собой особый вид государственной службы, включающий прохождение военной службы или службы в резерве, военных или специальных сборов в период состояния в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь или других войск и воинских формирований Республики Беларусь«.

Соответственно следующая фраза обуславливает лишь частный случай обязанности военнообязанных нести службу в резерве на сборах или же всех военнообязанных в военное время в Вооруженных силах. «Этими требованиями и обусловлен особый, специфический правовой статус военнообязанных, который предполагает в том числе определенные ограничения их прав и свобод, свойственных данной разновидности государственной службы.»
Таким образом особый, специфический правовой статус военнообязанных если и существует, то касается только определенной их части. Ограничения прав и свобод, свойственных данной разновидности государственной службы не могут быть применены к абсолютно ко всем военнообязанным, т.к. это не соответствует Закону и Конституции Республики Беларусь.

Исходя из указанного, нормы Закона, касающиеся обязательной государственной дактилоскопической регистрации военнообязанных,  согласуются с частью первой статьи 23 Конституции, в соответствии с которой ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц, но касается ограничение прав и свобод только той части военнообязанных, которые несут воинскую службу в резерве на военных сборах. Остальные военнообязанные не могут быть ограничены в правах и свободе личности.

Таким образом, Конституционный Суд полагает, что проведение обязательной дактилоскопической регистрации военнообязанных не может рассматриваться как необоснованное ограничение конституционных прав этой категории граждан, поскольку указанные ограничения соразмерны конституционно значимым целям.

Где собственно конституционно значимая цель?

  • Защита родины? — А при чём тут пальцы?
  • Розыск преступников? — А при чём тут Военнообязанные?