Руководство МВД отмечало, что вводя обязательную дактилоскопическую регистрацию военнобязанных, «преследуются превентивные меры». Что таким образом можно предупредить?
Проходя срочную службу в армии, обучаясь военным специальностям в вузах граждане получают навыки обращения с огнестрельным оружием, химическими веществами и так далее, которые потенциально могут быть использованы ими при совершении противоправных деяний. Поэтому у государства должны быть некие гарантии, что тот же военный химик или снайпер не применит эти навыки в нарушение закона. Если человек знает, что его отпечатки есть в базе данных, он лишний раз подумает, стоит ли терять свободу, семью, ломать собственную жизнь. В этом и состоит задача превентивности.
1. Обратите внимание на подмену понятий. На вопрос о военнообязанных дан ответ о военнослужащих да ещё и получивших особые воинские специальности.
2. Преступления случаются либо стихийно на фоне эмоционального всплеска (когда не думают ни о самом деянии, ни о последствиях, ни о чём…) — дактилоскопия военнообязанных привентивности не обеспечивает; либо подготовленно и спланировано и дактилоскопия тут опять привентивности не добавит. (сегодня последний алкаш воруя полотенца с балконов одевает перчатки).
Какова роль дактилоскопических данных при доказательстве причастности подозреваемого в преступлении? Могут ли они выступать единственными уликами? Можно ли теперь ходить в кафе и бары, оставлять со спокойной душой там свои отпечатки?
С одной стороны, роль отпечатков пальцев в криминалистике огромна. Если их обнаружили на орудии преступления, с помощью базы данных их хозяин будет установлен практически со 100%-й точностью. Однако презумпцию невиновности никто не отменял. Сам факт наличия следов пальцев рук на месте преступления не является единственным доказательством вины гражданина. Даже если на ноже обнаружены отпечатки пальцев, необходимо убедиться, что человек оставил их в конкретном месте, в конкретное время и именно он нанес роковой удар. Обнаружение следов – это, прежде всего, основание для последующего установления статуса их хозяина. Он может быть как подозреваемым, так и свидетелем.
Что касается кафе-баров: если там совершено преступление, то милиция в любом случае будет заниматься поиском тех людей, которые там отдыхали. Просто с помощью дактобанка этот процесс ускорится. Согласитесь, что законопослушному гражданину нечего бояться.
1. Опять же лукавство. Будьте внимательны. Ответ не говорит, что улика — отпечатки будучи единственной в деле! не посадит владельца на долгие годы.
2. Законопослушному гражданину есть чего бояться. Банальной халатности! Аказемия МВД принимает абитуриентов на платной основе (не прошедших по конкурсу и не набравших проходной бал) даже заочников, даже на Правоведение специализация «Судебно-прокурорско-следственная деятельность». Не пугает? А о том, что оправдательных приговоров в нашей стране практически нет, Вы знаете? Задача не в том, чтобы найти справедливость, проверить все следственные процедуры на скурпулёзное следование законам, а в том чтобы не ища нарушений у своих коллег достичь целевого процента раскрываемости.
Осуществляется ли какой-то контроль, чтобы отпечатки пальцев соответствовали конкретной личности? Грубо говоря: отпечатки Иванова в базе дактилоданных принадлежат именно Иванову, их не перепутали с отпечатками Петрова?
Конечно, исключать на 100% человеческий фактор нельзя. Хотя за все время существования электронного дактобанка не было ни одного такого случая. Но если подобная ситуация и возникнет, можно провести повторное дактилоскопирование.
1. Что мы знаем об истинных причинах повторной дактилоскопии?
2. Внимательно смотрим как это происходит реально. Дактилоскопирование в полевых условиях. Вы всё ещё верите?
К какой ответственности может быть привлечено лицо в случае отказа от прохождения обязательной дактилоскопической регистрации?
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона «О государственной дактилоскопической регистрации» отказ обязанных граждан от обязательной дактилоскопической регистрации влечет наступление правовых последствий, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. В части ответственности лица за отказ от прохождения обязательной дактилоскопической регистрации отметим, что статьей 23.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий. За такое правонарушение на лицо может быть наложено административное взыскание в виде штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест. Подробности и тексты нормативных правовых актов по адресу: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=28853
1. Не упомянуто, что единственным законным требованием (т.е. буквально основанном на законе) может быть требование: Подлежать дактилоскопической регистрации. Безо всяких прочих надуманных (не основаных на законе) условий. Т.е. не законны к примеру требования: Пройти ОДР немдленно или в указанный срок. Явиться для прохождения ОДР. Помыть руки и засунуть их в чернильницу. Получить какой-либо документ. Принести справку о том, что Вы прошли ОДР. Доказать, что у вас аллергия…
Подлежат ли лица, которым предоставлена отсрочка от призыва на воинскую службу в связи с продолжением обучения, обязательному дактилоскопированию?
Так как лица, которым предоставлена отсрочка от призыва на воинскую службу в связи с продолжением обучения, не относятся к категории военнообязанных, обязательному дактилоскопированию они не подлежат. Пояснения: В соответствии в подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 4 ноября 2003 года «О государственной дактилоскопической регистрации» обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат, в том числе, и граждане Республики Беларусь, призываемые и поступающие в добровольном порядке на воинскую службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь. Обязательную дактилоскопическую регистрацию данной категории граждан проводят органы внутренних дел (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 10 Закона о дакторегистрации). В соответствии с пунктом 7 Положения о порядке осуществления добровольной и обязательной государственной дактилоскопической регистрации, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 18 ноября 2004 г. № 565, такая регистрация лиц проводится при их призыве или поступлении в добровольном порядке на воинскую службу. Указанные лица, если они не призываются на срочную военную службу, перед заключением трудового договора (контракта о прохождении военной службы) дают письменное обязательство о прохождении обязательной государственной дактилоскопической регистрации в течение месяца со дня издания приказа (распоряжения) о приеме на работу (службу) (пункт 8 указанного Положения). Подробности и тексты нормативных правовых актов по адресу: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=28853
1. Неоднократно обсуждалось. и на нашем сайте и на различных форумах. Отметим лишь несколько фактов. Чем грозит неисполнение письменного обязательства? Где указана ответственность? Человек хозяин своего слова, хочет даёт, а хочет — берёт обратно :).
2. На основании какого НПА в постановлении 68 нормирован 1 месяц? (Никаким). А что если человек приболел, уехал в командировку в Пакистан? (Ничего)
3. Кодекс о труде. (кстати кодекс по силе круче Закона) Не допускает никаких вариантов отказа в приёме на работу по основанию: он не прошел дактилоскопической регистрации. Это с точки зрения трудового законодательства — незаконное требование нанимателя, нарушающее права нанимаемого.
Являются ли военнообязанными лица, которым предоставлена отсрочка от призыва на воинскую службу в связи с продолжением обучения?
Не являются. Пояснения: В соответствии с нормами Закона Республики Беларусь от 5 ноября 1992 года «О воинской обязанности и воинской службе» (в редакции Закона от 22 июля 2003 года) (далее – Закон) граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на срочную военную службу, службу в резерве, не относятся к категориям, перечисленным в части первой статьи 67 Закона, и, соответственно, не состоят в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь и не являются военнообязанными. Вместе с тем, предоставление согласно статье 32 Закона отсрочки от призыва на срочную военную службу, службу в резерве, в том числе на период обучения граждан в магистратуре и аспирантам (докторантам), не является основанием для исключения граждан с воинского учета. В соответствии с частью первой статьи 30 Закона граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не состоящие в запасе, подлежат призыву на срочную военную службу, службу в резерве. Подробности и тексты нормативных правовых актов по адресу: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=28853
1. Пожалуйста самостоятельно внимательно читайте закон о воинской обязанности и воинской службе. Не всё так как ответило МВД.
Какими нормативными правовыми актами регулируется процедура дактилоскопической регистрации на данный момент?
Процедура дактилоскопической регистрации регулируется следующими нормативными правовыми актами:
- Закон Республики Беларусь от 4 ноября 2003 года «О государственной дактилоскопической регистрации»;
- Указ Президента Республики Беларусь от 18 ноября 2004 года №565 «Об утверждении Положения о порядке осуществления добровольной и обязательной государственной дактилоскопической регистрации»;
- Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственной дактилоскопической регистрации»;
- Указ Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 года № 241 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 18 ноября 2004 года № 565»;
- ведомственные нормативно-правовые акты органов, которым поручено проведение государственной дактилоскопической регистрации.
1. Интересный пункт — последний. МВД стесняется указать на документы (НПА) открыто. Почему? Потому, что Законы и Указы процедуры не описывают. А МВД основываясь на упомянутых Законах и Указах разработать Ведомственный НПА который установит процедуру и будет соответствовать законодательству не может пока. Было постановление МВД №35 — отменили и ввели более ущербное постановление №68 (читать тут)
Почему некоторые люди вынуждены проходить процедуру дактилоскопии повторно?
Повторное дактилоскопирование отдельных граждан обусловлено следующими причинами:
- отсутствие единого регистра населения, по которому можно было бы проверить информацию о человеке;
- ошибки в текстовых полях, допущенных при заполнении дактилокарт;
- недостаточное качество полученных отпечатков, а это значит невозможность их обработки и внесения в базу данных автоматизированной дактилоскопической идентификационной системы (АДИС).
Кроме того, не во всех РВК автоматизированы учеты военнообязанных, в связи с чем невозможно точно сверить списки названных выше граждан и лиц, прошедших дакторегистрацию.
1. Знаете ли вы что: в вашем паспорте есть личный номер/идентификационный номер и единая база ПАСПОРТ существует. Так же см. графу 10 дактилокарты.
2. Ошибок быть при заолнении карточек быть не должно. Инструкции 35/68 требуют заполнения всех полей и обязательного предъявления Паспорта. Так же см. графу 10 дактилокарты.
3. Инструкция 35 (действовала в то время когда «откатали» основную массу) требовала для проведения процедуры обученного специалиста, особых условий обеспечивающих качественный материал. Теперь процедура может проводиться кем угодна как угодно и … но даже в порезанной 68 инструкции есть 10 пункт который гласит:
10. После окончания дактилоскопирования проверяется:
качество каждого отпечатка (полнота прокатывания, обеспечивающая отображение всех характерных особенностей папиллярного узора, отсутствие грязных и непропечатанных участков);
четкость отображения всех папиллярных линий, обеспечивающая их подсчет невоору- женным глазом.
11. При получении отпечатков, не соответствующих требованиям пунктов 6 и 10 настоящих Правил, проводится повторное дактилоскопирование.
ИТОГО: повторное дактилоскопирование — нонсенс!
Какой процент населения прошел процедуру дактилоскопической регистрации?
Информация о количестве людей, прошедших дактилоскопическую регистрацию, предназначена для служебного пользования и ограничена для распространения в открытых источниках.
1. Браво! Как вы думаете, в чём причина сей таинственности?! В чём угроза? В том, что дактилоскопировано очень далеко не 100% от целевого показателя — это раз; и кроме того проблема с подсчётом в том числе из-за бракованых, потеряных, перепутанных и пр… дактилокарт.
Насколько эффективной оказалась практика дактилоскопической регистрации? Сколько преступлений удалось раскрыть или предотвратить благодаря ей?
В первом полугодии 2011 года было зафиксировано 6,5 тысяч совпадений отпечатков рук со следами, обнаруженными на местах совершенных преступлений (из них преступлений прошлых лет – 2033). В подавляющем большинстве это кражи – 4994 совпадения (прошлых лет – 1763), разбои и грабежи – 310 (прошлых лет – 92), тяжкие телесные повреждения – 148 (прошлых лет – 11), а также убийства – 63 (прошлых лет – 15) и изнасилования – 21 (прошлых лет – 2). При этом необходимо отметить, что факт обнаружения совпадения найденного на месте преступления следа с отпечатками рук на дактилокарте физического лица далеко не всегда определяет его причастность к совершению противоправного деяния. Доказательство вины человека, выяснение истины по делу – сложный процесс, в котором факт установления нахождения человека на месте преступления далеко не единственный аргумент. Вместе с тем, в первом полугодии 2011 года благодаря дактилоскопическому учету было раскрыто более 2 тысяч преступлений. Установлено 574 лица, сообщивших о себе недостоверные анкетные данные, а также идентифицировано 287 неопознанных трупов.
1. Заметьте, что ответ о совпадениях по базе вообще включая уголовников, а не отдельно о военнообязанных. Что не говорит о пользе дактилоскопирования невиновных!
2. Отпечатки военнообязанных попадают в общую базу с уголовниками и к ним постоянно подбирают преступления, что противоречит идее презумпции невиновности; что нарушает прямо закон о оперативно-розыскных мероприятиях; противоречит уголовному кодексу… Вы не проходите по делу! Вы не признаны обвиняемым или подозреваемым, нет постановления следователя, но при этом проводится Экспертиза. (УК в общем случае не даёт права следователю провести экспертизу даже свидетеля)
Максим, спасибо за инфу!